В былые времена самодержица Екатерина II приняла решение «дать государству образованных женщин, хороших матерей и полезных членов семьи и общества». Для этого она создала новый тип образовательных учреждений. Так и возникли институты благородных девиц.
Тяжело в учении… О том, что институтки жили в очень строгих и даже спартанских условиях знает почти каждый. Девочки оказывались в таких заведениях уже в 5-6 лет.
Здесь их закрывали от окружающей действительности и воспитывали. Воспитание благородных девиц дополнилось казенными стенами и очень строгой дисциплиной. Если дома девочки именовались уменьшительно ласкательно, то здесь строго по фамилиям, хорошо, если не по номерам. С семьей они не имели возможность часто видеться. Свидания были совсем недолгими и проходили под надзором классных дам.
Институтки изучили Закон Божий, русский и иностранные языки (французский, немецкий и итальянский), арифметику, изобразительное искусство, хореографию, музыку и рукоделие. Когда девицы подрастали, им начинали преподавать историю, географию и домашнее хозяйство. Большое внимание в воспитании благородных девиц уделялось тому, как они держали себя и вести светскую беседу.
Институтские обычаи Не смотря на все трудности и строгости обитания в таких заведениях, большинство девушек прикипали душой к этим безликим стенам и к подругам. Со временем незыблемое главенство родителей ставало неочевидным, домашние интересы и обычаи уходили в прошлое, а жизнь в институте наполнялась красками и обретала смысл.
Вместе содержались девушки с самыми разными нравами и характерами. Это вырабатывало в них терпение к ближнему, и взаимное уважение. Тут они могли познать такое глубокое чувство как дружба и ощущение сообщества. Также жизнь в этих стенах заставляла их искать свое место в этой маленьком, но социуме. Классные дамы и учителя не всегда были объективными. Они могли заводить любимиц, которым потакали. Это не вызывало чувство зависти, однако делало жизнь таких девиц труднее.
По большему счету выпускницы этих заведений удачно выходили замуж. Заложенное образование сильно повышало их ценность на «брачном рынке». Семейная жизнь не становилась для них помехой в самореализации. Многие бывшие институтки сумели стать писательницами, переводчиками и журналистками.
|